На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тенгиз Ачба
    Станислав здравствуйте! Помогите пожалуйста найти Тараса Бруль. Собирался на СВО к Вагнерам, с октября 23года все тел...Лже-ветеран
  • Игорь Жуков
    Как.купить.мазь.окопника.лечение.грыжи.позвоночн.телефон.Окопник и лаконос...
  • Лилия Водолей (Борисова)
    Татьяна, а единственных бывает только два или сто и тысяча единственных тоже много?Утконос - это одн...

Сладкая жизнь: как сахар влияет на поведение детей

Дети — большие сладкоежки. Они готовы есть шоколадки и конфеты на завтрак, обед и ужин. С одной стороны, сегодня у родителей есть возможность баловать детей любыми сладостями: от йогуртов до пирожных. С другой стороны, стали больше говорить о злоупотреблении сладким и о негативных для здоровья последствиях. Сахар обвиняют во многих бедах. Например, в том, что он вызывает гиперактивность у детей и даже рак. Это вызвало антисахарные настроения и стало модным полностью отказываться от сахара.



Но это оказалось не просто. Сахар есть во многих продуктах и даже полезных фруктах. Ученые даже забили тревогу, ведь сахар нужен для активности мозга. Разобраться в этом вопросе поможет статья психолога Яны Горшечниковой.

Сахар и поведение детей: научный подход

Многим известно распространенное представление о негативном воздействии сладостей и сахара на поведение детей. Давайте разберемся в этом вопросе компетентно!

Биохимия вопроса. Что такое сахар?

Начнем с описания состава сахара. Свекловичный или тростниковый сахар – сахароза. На 99% сахароза представлена углеводами. Состоит из фруктозы и глюкозы в примерном соотношении 1:1. Именно на фруктозу и глюкозу расщепляется сахар в организме под действием ферментов. В свою очередь, сахар повышает кислотность желудка, общего кровотока и кровотока головного мозга в частности. В высокой концентрации сахароза способна приводить к нарушению работы дыхательной цепи митохондрий клеток головного мозга, и усилению образования свободных радикалов. А уже эти свободные радикалы провоцируют «изношенность» тканей организма и снижение его защитных механизмов.

Нейропсихология вопроса. Сахар и головной мозг

Активность головного мозга измеряется в милливольтах (от -5/-10 мВ до 25/40 мВ). Чтобы понять принцип воздействия сахара на поведение (то есть на головной мозга, как «центральный пульт управления человеком»), опишу возрастные особенности активности мозга. Согласно исследованиям В. Ф. Фокина, максимальная активность мозга наблюдается у мальчиков в 4 года (до 20 мВ), а у девочек в 9 лет (до 20-25 мВ). После 17-20 лет активность мозга начинает ослабевать. Выходит, что в детском возрасте, вплоть до 17-18 лет, мозг наиболее чувствителен и равнозначно этому уязвим.



Дело в том, что активность головного мозга напрямую зависит от кислотно-щелочного баланса его кровотока. Чем выше кислотность, тем выше и активность. У взрослых закисление тканей головного мозга и нарушение церебрального энергетического обмена происходит при гипоксии, наркотической и алкогольной зависимости, в активных стадиях стресса, при заикании, эпилепсии, ишемии и т.п. Закисление снижает функциональную активность нейронов, а в случае значительных изменений Ph, происходит их гибель по механизмам некроза. Если описывать негативное влияние процесса закисления (повышения Ph) головного мозга, то хочется отметить, что повышается тонус сосудов и соответственно понижается мозговой кровоток.

Перефразируя, получаем, что гора съеденных ребенком шоколадок ухудшает его высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь).

Если мы вернемся выше по тексту и соотнесем информацию, то можем смело сделать вывод о том, что употребление сахарозы (торговое название «сахар») в детском возрасте нежелательно. Ведь повышение кислотности и без того склонного к повышенному энергетическому обмену мозга чревато. Хотя, одно дело, если вы разово дали ребенку шоколадку или горсть конфет и совсем другое – давать такое количество сахарозы ежедневно.

Экспериментально было доказано, что энергетический потенциал (закисление или милливольтный предел) повышался аж на 12-59% при введении глюкозы + световой стимуляции + слуховой и двигательной активности испытуемого, а также при глубоком дыхании.

Закисление – закислением, да вот без глюкозы детскому организму тяжело. Получается палка о двух концах. С одной стороны сахароза вредна, а с другой – без ее потребления мозг начинает использовать в качестве энергетического топлива кетановые вещества, что опять же повышает концентрацию кислых продуктов метаболизма в головном мозге. Для полной картины: кетановые вещества = ацетоновые тела – присутствуют в плазме крови в очень низкой концентрации, это по своей сути токсины, не имеющие при полноценном функционировании организма физиологического значения. Конечно, не хочется, что организм работал на «бяке», но когда заканчивается резерв глюкозы, выбирать не приходится.



Психокоррекционная сторона вопроса

Очень часто, американские коллеги, говоря о влиянии сахарозы на детей, подразумевают гиперактивность. Но имейте ввиду, что потребление сахарозы здоровым ребенком, которому неврологом не был поставлен диагноз «гиперактивность», никак не может спровоцировать данный синдром. Это скорее «ложная гиперактивность», при которой лишь временно изменяется активность головного мозга и церебрального энергетического обмена. Именно поэтому сахароза более безопасна для ребенка, не имеющего каких-либо невротических диагнозов и симптомов.

А теперь внимание! Детям с гиперактивным синдромом (СДВГ) необходимо повышать активность головного мозга. Вся соль в том, что собственного энергетического потенциала хватает лишь на 5-15 минут. Далее мозг «отключается» на 3-7 минутную подзарядку. Такой эффект получил название «мерцающее сознание». Дети – удивительные создания! Процесс самолечения кроется в их поведении! Они вертятся, крутятся и прыгают для того, чтобы «включить» свой мозг. Поэтому им требуется больше глюкозы и как можно меньше продуктов, содержащих пищевые добавки. Чтобы «подзарядить» мозг, детям (особенно до 10 лет) желательно пить виноградный сок, фрукты, щелочные овощи-фрукты: листовой салат, малина, арбузы. Глюкоза должна быть биологически доступной, поэтому лучше избегать шоколадок, заменив их, например, на яблоки. Кстати, в одном яблоке, банане или апельсине примерно 2 столовые ложки сахарозы.



Психосоматика вопроса про сахар

Сладкий вкус активизирует работу ЦНС, обостряя зрение и слух. Например, при сахарном диабете, побочным эффектом служат ослабление именно слуха и зрения.

«Сладкая зависимость»

Помните, я провела аналогию влияния сахарозы с наркотической и алкогольной зависимостью. И ничего случайного. Действие то подобное: повышение тонуса сосудов и снижение мозгового кровотока. Добавьте нейрохимическое воздействие на центр удовольствия – и перед вами чистой воды фармакологическая зависимость. Любая зависимость – замкнутый круг. Ребенок, привыкший к «шоколадному допингу» для заряда головного мозга и чувства удовольствия снова и снова будет прибегать к шоколаду. Но вот беда, для фармакологической зависимости характерно изнашивание тканей и ухудшение функционирования нейронных связей, гипоксия и мигрени. Чтобы решить проблему плохого самочувствия ребенок снова требует шоколад.

Вердикт: ограничивайте число продуктов с пищевыми добавками (в том числе, шоколадки-газировки), заменяя их на разнообразные фрукты-овощи и крупы (углеводы под действием ферментов видоизменяются в глюкозу) и почаще гуляйте с ребенком.

Автор: Яна Горшечникова

По материалам: www.presentway.com

Запись Сладкая жизнь: как сахар влияет на поведение детей впервые появилась Я happy МАМА.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх