На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тенгиз Ачба
    Станислав здравствуйте! Помогите пожалуйста найти Тараса Бруль. Собирался на СВО к Вагнерам, с октября 23года все тел...Лже-ветеран
  • Игорь Жуков
    Как.купить.мазь.окопника.лечение.грыжи.позвоночн.телефон.Окопник и лаконос...
  • Лилия Водолей (Борисова)
    Татьяна, а единственных бывает только два или сто и тысяча единственных тоже много?Утконос - это одн...

7 практичных советов о том, как говорить с ребенком, чтобы он вас понял

Мы как родители хотим уберечь ребенка от всего плохого: и от опасных качелей, и от безнадежного будущего. Но как часто нам удается достучаться до них? Вроде бы мы и слова правильные подбираем, аргументы железные приводим, а взаимопонимания не получается. Как будто говорим на разных языках.



А все потому, что мы говорим с важной позиции взрослого человека и не учитываем особенности детского восприятия мира. Педагоги и авторы книг для родителей Заряна и Нина Некрасовы в своей книге “Без опасности: от рождения до школы” дают 7 практически советов, как говорить с ребенком, чтобы он услышал и понял.

“Детский язык”, или Как говорить, чтобы ребенок вас понял

Объясняйте наглядно и образно.

Покажите малышу незнакомый предмет (хоть ту же погремушку) – и он немедленно потянется к нему. Пощупать, потрясти-послушать, попробовать на зубок – вот верный способ освоиться с предметом, узнать что-то новое. И мыслят детки, видимо, иначе: образами, картинками. (Сначала мышление наглядно-действенное, потом – наглядно-образное, и только потом ребенок дорастет до логического.)

Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен увидеть, ощутить, воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, для него родной язык – образы и чувства).

Вы можете сказать, как опасно наступать на крышку колодезного люка, и как он глубок, и какие там трубы, и… ваш ребенок тут же забудет. В его сознании этот самый люк с опасностью не свяжется, наоборот, захочется посмотреть, и потрогать, и потопать по нему ножками. Но если вы подведете своего шустрого сынишку и покажете ему толстую крышку и этот глубокий колодец, да еще если бросите туда, в темноту, камешек, и поговорите, что будет, если туда свалится человек, и предложите понюхать, чем (фу, как противно!) оттуда пахнет (и т.д., и т.п.), – такая информация врежется в его память и прочно там обоснуется, и в нужный момент напомнит: «Внимание, опасность!» – то есть сработает на уровне рефлекса.



Итак, хотите, чтобы ребенок вас понял, по-настоящему понял, – создайте образ и задействуйте его органы чувств. Кстати, и для больших детей образ полезнее, чем долгие речи и слова. Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало – никогда не пропадет.

Играйте.

Игра – лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.

Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так, неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.

Предположим, ваш малыш сдирает все шапочки и панамки даже на пляже, даже когда солнце печет голову. Можно, конечно, пообещать сотню неприятностей и «никаких купаний». Но это будет силовой метод, а нам надо, чтоб дети понимали, почему и как надо беречь себя. Солнечный удар и вредные последствия из-за него – понятие для ребенка слишком абстрактное (и неинтересное), ведь так? Куда проще «поговорить» и все объяснить на «детском языке» – через игру, разбудив воображение и хорошее настроение (себе, у детей с этим – без проблем). Например, как кукла Барби забыла дома шляпку и пошла гулять, и что с ней случилось, и как она лечилась… Игра удобна и тем, что на нее не нужно специально отводить время.

Вот печете вы на кухне блины – и играете. Блин – это солнце, посмотри, какой от него жар, пощупай-потрогай, вот так и солнце, когда горячее… (и так далее – объясняете в игровой/образной/доступной форме) все причины и последствия теплового удара. Вы можете вместе даже нарисовать солнышко с увесистой дубинкой…

Когда играете – любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.



Уроки между делом.

Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки, – усваивается с трудом. (Тот самый внутренний протест виноват!)

Уроки безопасности тоже лучше всего проводить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».

Главный принцип обучения – учить так, чтоб ребенок захотел учиться.

Посадить ребенка и прочитать ему лекцию – это возможно. Невозможно заставить его слушать это целый час. Лекция даже взрослыми усваивается и откладывается в долгую память процентов на пять.

Так что говорите четко, кратко и образно.

Покажите, как надо делать правильно.

Все дети обожают лазить по деревьям. И ничего тут ужасного нет. Это и тренировка вестибулярного аппарата, и физическая сноровка. А вот объяснить, что такое сухая ветка и как она предательски может обломиться, как слазить, а не слетать с дерева, – это уже наши заботы. Конечно, запретить легче, тем более если у вас есть печальный опыт из своего детства, каково это – падать и получать травмы, но кроме деревьев есть заборы, бревна, стройки и помойки с очень привлекательным для детворы хламом. (И если вы твердо уверены, что в «подозрительные места» ваша детка не сунется никогда и ни за что, плохо вы знаете детей.)

В большом магазине рабочие то ли забыли, то ли зачем-то оставили высокую лесенку-стремянку. Она блестела всеми своими ступеньками прямо посреди торгового зала, и взрослые покупатели обходили ее стороной, а мелкие – кто цапал пальчиками, кто подныривал. И вдруг одна девица лет 4-5 подвела маму за ручку, сказала «ага?» и полезла вверх по ступенькам. Мама стояла внизу, мельком поглядывала на дочку и преспокойно болтала с подругой. (Ведь она-то видела, как недавно по этой лестнице лазал объемный рабочий, и понимала: значит, стоит лестница надежно, а лазить и цепляться ребенок ее явно умел.)

Как пчелки на мед, со всех сторон немедленно притянулись к этой лестнице все другие «магазинные» дети. И начался маленький содом. Детвора умирала от зависти и визжала: им тоже хотелось туда, наверх и повыше, мамы грозились, и запрещали, и ахали, и оттаскивали детей, и шумливо поругивали «эту непутевую мать».

Мы не о том, права или не права была мама (в смысле культуры), мы о другом. О том, как любят вмешиваться случайные зрители. И что делают они это чаще всего не от благих побуждений, а просто потому, что «так не положено», а «положено этак».



Если вы хотите дать ребенку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких- то прохожих, которым до всего есть дело.

Легче согласиться с воплями из подворотни, лучше – думать своей головой. Но думать придется или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребенку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать…).

Коварное «нет».

Вот прямо сейчас подойдите к своему чем-нибудь занятому ребенку и скажите ему (или ей) «Не заходи на кухню…» Можете не сомневаться, что в ближайшие 15 минут ваша детка там объявится. Вы думаете, из вредности? Ничего подобного, его уши ваше «не» пропустили.

Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».

Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они – народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов, у него «бананы в ушах». Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…»

С риторическими вопросами происходит почему-то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из-под вашего вопроса выглядывает что-то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор?!..»



Что из этого следует?

  1. Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя».
  2. Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение).
  3. Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так неуверенны в себе).
  4. А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю…

Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична.

Повторяйте по-разному.

Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится, и уже надолго.

Информация переходит в долговременную память:

  • когда информация яркая, эмоциональная;
  • когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!

В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем – повторять: через три дня, через неделю – через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же – по-разному.

Например, о том же опасном мухоморе вы:

  • рассказали;
  • показали (как гордо он стоит в лесу, как соблазнительно-красиво, но никто из лесных жителей его не ест, даже червяки);
  • ответили на вопросы по теме (кратко, без лекций);
  • показали в книжке, на картинке;
  • сочинили сказку;
  • поиграли в «злую колдунью, которая варила мухоморы и…»;
  • нарисовали и прокомментировали;
  • задали вопрос по подходящему случаю (когда, например, в мультике показывают грибы с красными шляпками) и т. п.
  • поговорили и обсудили – и пусть это будет диалог (особенно со старшеклассниками).

Так же – последовательно, постепенно, углубляя и возвращаясь к пройденному – надо говорить и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.

Рассказывайте сказки.

Лучший способ что-то донести до ребенка – поиграть в это, проживая в игре всяческие сложные ситуации, в которые может попасть маленький человек. Или рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, может быть, несознательно, соотносит с собой.

Автор: Заряна и Нина Некрасовы (“Без опасности:от рождения до школы”)

Запись 7 практичных советов о том, как говорить с ребенком, чтобы он вас понял впервые появилась Я happy МАМА.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх