На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тенгиз Ачба
    Станислав здравствуйте! Помогите пожалуйста найти Тараса Бруль. Собирался на СВО к Вагнерам, с октября 23года все тел...Лже-ветеран
  • Игорь Жуков
    Как.купить.мазь.окопника.лечение.грыжи.позвоночн.телефон.Окопник и лаконос...
  • Лилия Водолей (Борисова)
    Татьяна, а единственных бывает только два или сто и тысяча единственных тоже много?Утконос - это одн...

Секреты музыкального обольщения Александры Пахмутовой: как появилась «Надежда» и другие знаменитые шлягеры


9 ноября празднует свое 87-летие Александра Пахмутова – автор песен «Надежда», «Нежность», «Старый клен», «Как молоды мы были» и других популярных в СССР шлягеров. На этой музыке выросло не одно поколение. Композитор утверждает, что владеет техникой создания хитов и знает секреты «музыкального обольщения», которые заставляют слушателя запоминать песню.

Автор около 400 песен, многие их которых стали шлягерами в СССР | Фото: rg.ru



Н. Добронравов и А. Пахмутова. Кадр из *Новогоднего календаря*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Музыкальное дарование проявилось у Александры Пахмутовой в раннем детстве: в 3 года она подбирала на фортепиано музыку на слух, в 5 лет уже написала свою первую песню. Малоизвестным фактом является то, что в начале своей карьеры Пахмутова писала симфоническую музыку. Эти произведения широко известны за рубежом, а у нас ее эстрадные песни всегда пользовались гораздо большей популярностью.


Автор музыки самых популярных в СССР шлягеров | Фото: itogi.ru и book-face.ru

Александра Пахмутова является автором около 400 песен, стихи к которым писал ее муж, Николай Добронравов. Композитор признается, что создание шлягера – дело техники: «Когда-то Джоаккино Россини сказал: "Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку". Тогда он пытался этим удивить, а сегодня это уже обычное дело. Мне тоже ничего не стоит завернуть в музыку и счет из прачечной, и статью из газеты, только я не вижу в этом особого смысла. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый "скандёж", то есть с помощью определённой ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приёмы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приёмчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю».


А. Пахмутова с Т. Хренниковым и М. Кристалинской | Фото: realsongz.ru

Пахмутова не считала нужным применять эти приемы в популистских целях. Поэтому премьеры песен нередко не имели успеха, как это случилось с «Нежностью» («Опустела без тебя земля…»): Майя Кристаллинская удалилась со сцены в полной тишине – зрители тогда не смогли оценить по достоинству будущий шлягер. Эта песня изначально была лирической композицией из фильма «Три тополя на Плющихе», но она полюбилась космонавтам и позже стала восприниматься только в этом контексте. Когда в 1967 г. погиб космонавт В. Комаров, Гагарин позвонил Пахмутовой и Добронравову и передал им просьбу Комарова поблагодарить авторов за эту песню. При этом поэту часто высказывали претензии по поводу упоминавшегося в тексте Сент-Экзюпери: почему своих летчиков не вспомнили? Но автор отказался исправлять текст.


Александра Пахмутова | Фото: peoples.ru

Часто Пахмутовой и Добронравову заказывали песни для разных мероприятий общегосударственного значения. Так, например, к закрытию Олимпиады-1980 им поручили написать торжественную композицию, но в результате вышла лирическая песня-прощание с олимпиадой «На трибунах становится тише». Лев Лещенко вспоминал: «Когда записывали на "Мосфильме", Александра Николаевна попросила меня исполнить песню мягко, проникновенно, немного грустно. Но никто не знал, что получится в итоге, – ведь кроме меня пробовались еще и Таня Анциферова, и ансамбль "Самоцветы". Мы до последнего не знали, в чьем исполнении она прозвучит в финале. И когда Мишка взлетел в небо, я услышал запись со своим голосом». Эффект был потрясающим: многие зрители на трибунах плакали.


Один из самых известных советских композиторов | Фото: rg.ru


Н. Добронравов и А. Пахмутова | Фото: imelodya.ru

Песню «Команда молодости нашей» написали для художественного фильма, куда она в результате так и не вошла. Но зато позже эта композиция зазвучала на открытии всех спортивных соревнований. А название песни «Трус не играет в хоккей» стало крылатым выражением, а сама композиция – настоящим хоккейным гимном.


Александра Пахмутова | Фото: peoples.ru



Н. Добронравов и А. Пахмутова | Фото: lifemo.ru

Песню «Как молоды мы были» первым исполнил Александр Градский. «Я спел ее, когда мне было 26 лет, – рассказывает он. – Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому».


Один из самых известных советских композиторов | Фото: mkrf.ru



И. Кобзон с А. Пахмутовой | Фото: rg.ru

Знаменитая «Беловежская пуща» была написана всего за 2 дня: в 1974 г. супругов пригласили посетить Беловежскую пущу, и директор заповедника попросил Пахмутову написать песню на его стихи, но она отказалась, заявив о том, что работает только с одним поэтом – своим мужем. Директор пошутил, что в таком случае не отпустит гостей до тех пор, пока не будет написана песня. Через 2 дня «Беловежская пуща» была готова.


Александра Пахмутова | Фото: rg.ru



Автор музыки самых популярных в СССР шлягеров | Фото: kino-teatr.ru

Одной из первых песен, которую спела Анна Герман, выздоровев после страшной автокатастрофы, была «Надежда». Для певицы эта композиция стала визитной карточкой, так же, как «Я не могу иначе» – для Валентины Толкуновой.  Источник: 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх